Вадим Чередниченко
Общественный резонанс зачастую порождает неверные интерпретации событий и неадекватный выбор приоритетов. В День Независимости Украины на Марше защитников, организованном «Европейской солидарностью», неоднократно было упомянуто пресловутое присуждение звания Героя Украины артисту Кузьме Скрябину и обещание добиться присуждения этого звания погибшему на Донбассе воину Ярославу Журавлю. Доверчивый телезритель готов был принять аргументы выступающих, но если разобраться в вопросе по сути, уверен, позиция многих изменится существенно.
Итак, что же произошло на Донбассе жарким днем 13 июля. Утром на ничейной земле подорвался на мине и погиб командир разведвзвода морпехов Дмитрий Красногрудь.
После этого через Совместный центр по контролю и координации перемирия и ОБСЕ договорились о режиме тишины, чтобы забрать тело Красногрудя. Другая сторона подтвердила перемирие. Сформировали эвакуационную группу, но на подходах к телу по этой группе открыли огонь, в результате чего сержант Ярослав Журавель, который шел первым, был ранен. Остальная группа под огнем смогла отойти.
После этого встал вопрос эвакуации сержанта Журавля. Для этого сформировали новую группу, куда вошел разведчик, несколько других морпехов и военный медик Николай Илин (позывной «Эстонец»). Эта группа была уже без белых касок, потому что не было подтверждения режима тишины, а расстрел первой группы показал, что и предыдущий такой режим не действовал.
Вторая группа также попала под обстрел из стрелкового оружия и гранатометов. Часть ее отошла, а медик Илин с разведчиком остались. Они попытались пробежать дальше и все же добраться до раненого Журавля.
Вслед за этим в результате взрыва Николай Илин погиб, а его напарник получил контузию, но сумел отойти. Была ли это мина или прямое попадание из гранатомета, установить невозможною. Тела Красногрудя, Журавля и Илина сепаратисты забрали, и в морге Горловки из тела Илина вырезали все осколки, а также все пораженные органы и кости. Так делают, когда не хотят, чтобы установили, каким именно боеприпасом убили бойца.
После этого украинская сторона несколько дней обращалась к пророссийским формированиям через СЦКК и мониторинговую миссию ОБСЕ с тем, чтобы эвакуировать раненого сержанта Журавля и забрать тела Илина и Красногрудя. Но гарантий тишины противник не предоставлял.
Не помогла и политика – президент Зеленский на следующий день после расстрела группы направил в зону ООС главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака и заместителя главы своего офиса Романа Машовца. Происходило все на фоне подготовки к переговорам Трехсторонней контактной группы.
По словам аналитика группы «Левиафан» Николая Мельника, Москва упорно молчала. И сделано это было для того, чтобы дискредитировать украинскую сторону и деморализовать украинских военных. В свою очередь, бывший командир 95-й бригады Герой Украины Михаил Забродский говорит, что для повторных попыток спасти Ярослава Журавля нужно было рисковать жизнью еще нескольких бойцов. При этом идея разнести артиллерией вражеские опорные пункты, из которых велся обстрел, не выдерживает критики, так как в ответ начался бы артобстрел с другой стороны, и тогда погибнуть могло бы куда большее количество людей.
Ярослав Журавель истек кровью. Видео с дрона, на котором видно, как он перетягивает рану жгутом, находясь в серой зоне, облетело Интернет и стало генератором героизации сержанта. К этому подключились многочисленные видеосюжеты с его отцом, женой и дочерьми.
В реальности, Героя Украины нужно давать либо каждому бойцу этих рейдов либо тому, кто проявил максимальное самопожертвование. Известно, что Николай Илин, гражданин Эстонии, вызвался идти спасать Журавля добровольно. И даже когда группа попала под обстрел, не отступил. «Он свободно владел английским, польским и эстонским языками, у него был паспорт Евросоюза, а он отдал жизнь за свободу Украины на украинском Донбассе, – написал в день прощания с «Эстонцем» редактор «Цензор.Нет» Юрий Бутусов.
В заключение сказанного хочется надеяться, что президент Украины сумеет по достоинству оценить этот подвиг. Что же до Кузьмы, то Зеленский своим актом, по сути, восстановил традицию присуждения Героя Украины за достижения, не связанные с героическим поступком. Эта традиция существовала у нас до 2014 года. В наградном списке, который ведет свой отсчет с 1998 года, когда Указом президента Кучмы было учреждено это звание, есть и горнопроходчики, и операторы машинного доения, и учителя, и мало кому известные писатели – словом, разные люди. Есть там и наши прославленные земляки – Вячеслав Богуслаев, Виталий Сацкий. Такие заслуги перед родиной отмечаются Орденом Державы, в то время как героически поступки удостаивают Золотой Звезды, и это принципиальное отличие важно для понимания сути геройства в конкретных исторических реалиях.