ИскусствоЧерным по белому: туманное будущее областной филармонии

Черным по белому: туманное будущее областной филармонии

-

Черным по белому: туманное будущее областной филармонии

В одном из предыдущих номеров нашей газеты мы публиковали открытое письмо Ольги Беженарь, художественного руководителя Запорожской областной филармонии с 2008 по 2020 год, в котором Ольга Петровна рассказала читателям свою позицию в отношении филармонического искусства. А в прошлом номере «Горожанин-Информ» мы опубликовали материал «Филармония без головы?», в котором озвучили ряд вопросов к руководству Запорожской областной филармонии, подготовленных к так и не состоявшейся пресс-конференции.

Не получив никакой реакции, мы отослали в филармонию копию статьи по электронной почте. Ответа также пока нет. Но «культурными разборками» заинтересовались и читатели, и журналисты других изданий. Богдан Василенко опубликовал на портале «Гвозди Запорожье» интервью со Светланой Ивко, заместителем Ирины Конаревой. Как отметил сам автор статьи, «разговор получился конструктивным, но неполным» – по всем более-менее острым вопросам его визави отсылала журналиста либо к «завхозу», либо еще к кому-то, а финансовые вопросы вообще оказались «не в компетенции» нынешней и.о. директора Запорожской областной филармонии. Многие ответы Светланы Ивко вызывают еще больше вопросов. К примеру, почему руководство филармонии до сих пор не наладило работу пожарной сигнализации в здании концертного зала имени Глинки.

Ответ Светланы Ивко обескуражил свой безответственностью: «Нынешняя система сигнализации – в процессе реконструкции. Но к нам, руководству филармонии, это отношения не имеет». То есть как это не имеет? Согласно действующему законодательству, за все, что происходит в здании (сооружении), несет ответственность руководитель предприятия. Не завхоз, и даже не главный инженер. А уж замдиректора тему пожарной безопасности  и основы законодательства по охране труда знать обязан. Конечно, мало кому интересно забивать голову скучными техническими вопросами, тем более, что реконструкция пожарной сигнализации стоит денег, и немалых. А деньги можно потратить на что-то другое – статья расходов всегда найдется, были бы доходы. Но, простите, к вам же люди ходят на концерты! Это ведь место массового скопления людей, и пожарная сигнализация должна работать, как часы. А протекающая крыша, к слову, вполне может стать причиной замыкания электропроводки и возгорания, о котором «умолчит» сигнализация, пребывающая «в процессе реконструкции».

Конечно, сейчас модно во всем винить последствия карантина, но в данной ситуации это как-то не совсем правильно. Карантин у нас  всего несколько месяцев, а Ирина Конарева у руля Запорожской областной филармонии уже шесть лет, и у нее была масса времени, чтобы привести здание в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности.

Статью мы также опубликовали на сайте издания, и она вызвала широкий резонанс. Многие читатели высказали обеспокоенность будущим классического искусства, формирующего высокий эстетический вкус наших горожан, а также судьбой полюбившегося ансамбля бандуристов под руководством Ольги Беженарь.

Алла Ходакова, заслуженный работник культуры Украины: «Всецело поддерживаю  Ольгу Петровну за ее принципиальную позицию в поддержку истинной культуры и против появления на филармонической сцене сомнительных спектаклей и «шоу». Филармония – храм высокого искусства. И как можно было оставить  ансамбль «Божена» без ее руководства ­- это ее детище, она дала ему путевку в жизнь и такое звучное название».

Татьяна Ковылина, депутат областного совета 7-го созыва: «Я особисто збентежена, розгублена і вражена. Невже у культурному середовищі можливі такі конфлікти інтересів, подібне протистояння талантів? Ознайомилася із Проектом рішення обласної ради №127 «Про звільнення І.Е. Конаревоі із займаної посади генерального директора обласної філармонії» на сайті обласної ради, який за розпорядженням Г.В. Самардака підготували і розмiстили на сайтi професіонали – працівники апарату О.І. Клиба і Н.Є. Волкова. Цифри і факти – речі об’єктивні. Багато чого – щодо наразі неблискучого і детонованого стану справ у обласній філармонії – прочитала саме у соціальних мережах. Відверто: обурливо і досадно».

Интересен комментарий Марии Хилько, дочери Ольги Беженарь: «Стаття О.П. Беженарь є суб’єктивною точкою зору, як і будь-яке висловлювання, як і Ваша позиція, як і позиція пані директорки, як позиція будь-кого. Ви не маєте права говорити, що людина 20 років нічим не займалася, нічого не створювала, ніяк не працювала на спільну справу. Вона заслужена артистка, вона створила ансамбль, який зараз дуже хочуть привласнити. Немає сенсу перераховувати всі творчі проекти, до яких, м’яко кажучи, Ольга Петрівна була безпосередньо причетна.

Проблема в тому, що адміністрація філармонії маніпулює фактами, щось підкреслюючи, а щось приховуючи. Ольга Беженарь ніколи не хотіла бути директором, як вважає керівництво філармонії. Ольгу Петрівну цікавить виключно творча діяльність. В 2019 році Ірина Конарева подавала на затвердження новий штатний розклад, в якому  запропонувала об’єднати посади директора-худрука, очевидно, маючи власні амбіції.

Ті, хто пише тут, що готові ставати на барикади за свого директора, почуйте, будь ласка, що вас на барикади ніхто не викликає. Війна відбувається, як на мене, хіба що в уяві представникiв адміністрації, які дуже хочуть швидше позбутися незручної людини та стерти будь-які сліди її присутності в філармонії протягом 20 років. А коли ця людина чомусь не капітулювала одразу, на що були сподівання та на що були скеровані сили та дії деяких осіб протягом щонайменше останнього року, в ході яких вдавалися до сумнівних із моральної та менеджерської точки зору методів, чомусь злякалися, захворіли, почали видаляти коментарі та скасували прес-конференцію».

О вкусах не спорят?

Разумеется, о вкусах не спорят, но если внимательно изучить афиши Запорожской областной филармонии за последние 3-4 года, можно заметить, что между классическими концертами все чаще «втискиваются» представления с ярко-выраженным сексуальным, или попросту, бульварным, подтекстом. Названия впечатляют: «А-ля кобеля, или Все, что  движется», «Чоловік за викликом», «Чоловік для інтиму» и т.п.  Насколько уместны такие представления на сцене осередка культури, вопрос риторический.

Из интервью, опубликованного «Гвоздях Запорожье»:

– Прочитал в интервью Ольги Беженарь, что на сцену филармонии по милости руководства чуть не водрузили, пардон, надувной фаллос…

– Есть такая форма (выступлений) – «стендап». Она что, запрещена в мире, в Украине?

– Это вроде «Камеди клаб», да?

– Да. Почему мы должны были это запретить? Что здесь комментировать?

– Символизм комментировать. То есть как сочетается филармония – очаг культуры – и надувной фаллос?

– Во-первых, они (гастролеры) нам заранее не показывают, что у них будет на сцене. Во-вторых, на этом спектакле стояла плашка «18+», поэтому в зале находилисьюди взрослые. Это формат мероприятия такой, там был определенный зритель. И что мы должны были делать (с фаллосом)? Броситься на сцену, составить акт (о нарушении)?

– То есть проблем в подобном никаких нет?

– Конечно. Но, видно, кому-то надо было раздуть ситуацию. Например, человеку, которого не признал коллектив. Хотя для нас самих это было неожиданностью – мы ж заранее программы (гастролеров) не принимаем. Уже нет комиссий, решающих: это допускаем (на сцену), этого не допускаем.

Ольга Шевцова, экс-директор КП «Пресса»:

В мою бытность директором КП «Пресса», с 2001 по 2015 годы, мне за немалые денежные средства предлагались поставщиками к продаже печатные издания эротического характера. Своим волевым решением такие «заманчивые предложения» я всегда отвергала. Понимаю, что данная тема провокационная, и понимаю, что где-нибудь в Европе спектакль с фаллосом на сцене взял бы премию. Но в Запорожье, под сводами коммунального учреждения, дотируемого из бюджета? Простите, нет. И какую, спрашивается, художественную и культурную ценность для общества представлял данный спектакль. По-моему мнению, мораль и этика должны быть первостепенны. Ведь изначально Запорожская филармония – это храм искусства, куда хочется приходить снова и снова!

Безусловно, эффективный руководитель должен обладать широтой взглядов, чтобы удержать свое предприятие на плаву и уметь делать правильный выбор, чтобы угодить потребителю. Концертная деятельность – это, по сути, торговля зрелищами, а служить высокому искусству и одновременно гнаться за деньгами – занятие не из легких, потери неизбежны. Но поскольку филармония существует на деньги громады, громада имеет право требовать не разнузданной конъюнктуры, а искусства.

В начале следующего года концертный зал имени Глинки предлагает вниманию зрителей очередной пикантный спектакль с броским и неоднозначным названием – «Мужики не танцюють стриптиз». Согласитесь, такой настойчивый перекос в сторону «обнаженки» на сцене Запорожской областной филармонии начинает настораживать. Даже становится любопытно, у кого из руководства сублимация сексуальной энергии не справляется с соблазном опосредованного эксгибиционизма.

Тем не менее, хочется верить, что Запорожская областная филармония останется таки духовным центром запорожского края.

Коментарі

Варте уваги ПОВ'ЯЗАНІ
Рекомендовано Вам